Итоги прошедшего референдума – более 90 процентов «за» при явке  около 85 процентов –  по новой редакции Конституции Узбекистана показали, что население этой страны полностью  поддерживает  изменения Основного закона.  По мнению Директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова (Россия, Екатеринбург), принятие новой редакции Конституции   юридически закрепило концепцию Нового Узбекистана – комплекс новых политических и экономических решений, начатых после прихода к власти Шавката Мирзиеева в 2016 году. Узбекистан, по Конституции, стал  уже  не только суверенным и демократическим государством как было ранее, но и  правовым, социальным  и светским.  Нормы социальных обязательств увеличиваются  в три (!) раза. Реализация  данного  подхода возможна  только в условиях устойчивого экономического развития, одним из факторов которого может стать активное сотрудничество Узбекистана  со странами БРИКС – именно там, в отличие от стран «большой семерки», согласно последнему,  апрельскому,   прогнозу МВФ будут самые высокие  темпы роста ВВП с лидерством Индии и Китая:

– По официальным данным из более чем 35 миллионного населения Узбекистана, более одной трети составляют дети и молодежь до 18 лет, а почти 60 процентов находятся в трудоспособном возрасте.  В отличие от ряда стран на постсоветском пространстве, именно  в Узбекистане молодежь составляет значительную часть населения, что кстати характерно и для большинства стран БРИКС.  Создание  комфортных  рабочих  местам и обеспечение достойным доходом  в данных условиях стало возможным только при состоявшемся при Шавкате Мирзиееве переходе страны к режиму открытой экономики  и ее встраиванию в международные цепочки создания добавленной стоимости.  Однако конституционные изменения в Узбекистане предусматривают  значительно  более высокий  объем социальных нововведений. Пенсии и пособия отныне не  привязаны к прожиточному минимуму, а будут  не ниже минимального потребительского бюджета. Важным и необходимым стало обязательство обеспечения  инклюзивного образования для детей  с особыми потребностями, а также запрещение любых форм детского труда, представляющего угрозу здоровью и препятствующего их  образованию.  Принятие новой редакции Конституции Узбекистана  ставит перед страной  необходимость  продолжения экономических реформ и расширение взаимовыгодного экономического сотрудничества с международными партнерами. Однако,  по последнему,  апрельскому,   прогнозу МВФ все страны «большой семерки» погружаются в большую рецессию с экономическим ростом от минус 0,7 процента во Франции и Италии до плюс 1,6 процента в США. При этом совсем иная картина в странах БРИКС, где лавры лидера  берут   на себя Индия с темпом роста 5,9 процента ВВП и Китай с 5,2.  Активно формируя свою взаимную стратегию, вплоть до перехода на  торговлю в национальных валютах,  Узбекистан и страны БРИКС, имеют все шансы на наращивание сотрудничества, войдя в «фарватер» устойчивого экономического роста. Огромные перспективы  открывает для всех стран в этом случае  и использование курируемого Индией транспортного коридора «Чабахар – Центральная Азия» и китайского «Пояса и пути», по факту превращая Узбекистан в один из крупнейших транспортных хабов континента с выходом на рынки стран   ЕАЭС, в том числе и России. В новое время –  с новыми лидерами!

Перейти к содержимому