День русской музыки в Австрии

“Игрок” в Венской опере

Изображение 1 из 3

В Вене четвертое октября стало  днём триумфа русской музыки XX века: в Концертхаусе впервые в Австрии прозвучали песни Георгия Свиридова, а затем в Венской государственной опере прошла премьера оперы Сергея Прокофьева “Игрок”.

Эта опера, которую Сергей Прокофьевым написал во время Первой мировой войны на собственное прозаическое либретто с обширными цитатами из романа Достоевского, не так часто ставится даже в России. Австрийский режиссер Каролина Грубер и немецкий сценограф Рой Шпан превратили рулетку, на которой вращаются страсти героев, в настоящую карусель с «судьбами-коняшками», драными и поломанными из-за денег – золотого конфетти. А в последней сцене игры эта карусель начинает свое страшное вращение, превращая игроков в монстров. По словам Грубер, ей пришлось восполнять в образах героев некоторые выпущенные Прокофьевым линии из романа Достоевского, в который она вчитывалась несколько раз, готовясь к постановке. А прославленный австралийский дирижер Симона Янг призналась, что уже несколько лет по два раза в неделю занимается русским языком, потому что без погружения в либретто невозможно дирижировать русскими операми.

Настоящей сенсацией вечера стал венский дебют двух солистов Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко: сопрано Елены Гусевой (Полина) и баса Дмитрия Ульянова (Генерал). На приеме после спектакля генеральный директор Венской оперы Доминик Мейер назвал обоих россиян “большим сюрпризом” для Вены.

“Никто из нас не будет слушать эту партию в будущем, не думая о вас”..

А из тех исполнителей, для которых русский язык не родной, безусловно, выделялась знаменитая американская вагнеровская сопрано Линда Уотсон, нарисовавшая своим богатым голосом и безупречной игрой мощный образ русской барыни Бабуленьки.

По стечению обстоятельств лишь за несколько часов до премьеры оперы Прокофьева в малом (Шубертовском) зале венского Концертхауса впервые в Австрии прозвучала музыка другого классика русской музыки ХХ века – Георгия Свиридова. Знаметным на мировой и российской сцене молодой украинский баритон Андрей Бондаренко и россиянка Елена Ларина, которую высоко ценят в Вене как оперную и камерную пианистку и педагога, исполнили романсы Свиридова на стихи Блока и Есенина (“Невеста”, “Богоматерь в городе” и большую часть цикла “Отчалившая Русь”).