Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев выступил 20 декабря с очередным посланием парламенту и народу страны. Традиционно на нем были подведены основные итоги развития за предыдущий год и поставлены задачи по развитию на предстоящий. При этом, по мнению Директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, послание стало артикуляцией основных положений новой редакции Конституции – по факту превращения Узбекистана в социальное государство, закрепляющее свои обязательства по возможностям получения качественного образования и медицинской помощи. При этом сделан акцент и на повышении эффективности государственного управления – планируется радикальное сокращение числе министерств и ведомств с 61 до 28, а госслужащих на одну треть. А озвученные Шавкатом Мирзиеевым планы по переходу к свободному энергетическому рынку в Узбекистане открывают возможности для сотрудничества с российскими производителями оборудования и создания совместных производств:
В преддверии следующего года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев выступил с очередным посланием Олий Мажлису и народу Узбекистана. Прошедший год был связан с выходом экономики и социальной системы из зоны основных ограничений, вызванных распространением коронавируса. Стимулирующие меры по развитию промышленности и сферы услуг, озвученные в предыдущем Послании и поддержанные парламентом, дали свои плоды – ВВП Узбекистана за 2022 год впервые в своей истории превысил 80 миллиардов долларов при получении восьми миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Именно это, во-многом, позволило обеспечить размер пенсий и социальных пособий до уровня не ниже прожиточного минимума, а со следующего года дать возможность бесплатного питания всем (!) ученикам начальных классов. Расширяющиеся объемы бюджета способствуют расширению социальной поддержки населения и получения высшего образования. Отрадно и то, что руководство Узбекистана взяло на себя инициирование диалога с соседними государствами по использованию ограниченных водных ресурсов, что давно необходимо в этом регионе и является очевидным препятствием для дальнейшего экономического роста. Предложенный Шавкатом Мирзиеевым переход страны в следующем году к свободному энергетическому рынку создаст инвестиционную привлекательность этой сферы с перспективой превращения Узбекистана в одного из знаковых экспортеров электроэнергии в регионе. В свою очередь, появляется шанс и для российских производителей оборудования и путь для создания совместных производств. Опыт проведения саммитов ШОС и Тюркского Совета показал умение руководства Узбекистан организовать диалог даже по самым сложным международным вопросам. Однако дальнейшее социально-экономическое развитие страны в условиях международной турбулентности потребует необходимости тонкой настройки всех механизмов принятия политических решений. В этой связи логичным выглядит предложенная Президентом Узбекистана оптимизация системы государственного управления с целью повышения его эффективности – это мера способна дать до двух процентов прироста ВВП уже в следующем году. Учитывая и то, что в 2023 году в Узбекистане ожидается принятие новой Конституции, следующий год обещает стать для страны точкой нового развития. Прежде всего, это стабильный курс при готовности к решению самых непростых вопросов развития и страны, и всего центрально-азиатского региона. А их точно будет немало.