30 апреля в Узбекистане пройдет референдум по изменению Конституции. На голосование будет вынесен единый пакет поправок, в результате чего, при положительных итогах голосования, Основной закон республики будет изменен более, чем наполовину – число статей увеличится с существующих 128 до 155, а количество норм – с 275 до 434. При этом к существующему статусу суверенного и демократического государства, Узбекистан будет провозглашен правовым, социальным и светским, а количество социальных обязательств увеличится в три раза. Пенсии и социальные пособия будут привязаны не к прожиточному минимуму, как сейчас, а будут не ниже минимального потребительского бюджета. Государство возьмет на себя обязательство обеспечить инклюзивное образование для детей с особыми потребностями, а также вводит запрет на любые формы детского труда, представляющих угрозу здоровью и препятствующие их образованию. Дополнительно к этому, с 2024 года предполагается реформа местных органов власти, когда хокимы (главы местных администраций, мэры и губернаторы ) не смогут больше возглавлять и кенгаши (советы депутатов). Президентские полномочия будут увеличены до семи лет, но ограничены двумя сроками, как и многие другие политические посты. При этом действующий президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев получит право участия в новых выборах. О том, какие еще изменения ждут Узбекистан, их влияние на социально-экономическое развитие страны, а также на углубление контактов между Российской Федерацией и Узбекистаном, в том числе и в рамках интеграционных объединений СНГ и ШОС эксперты обсудили на «круглом столе», организованным Центром европейско-азиатских исследований (Россия, Екатеринбург) и Генеральным консульством Республики Узбекистан в Екатеринбурге:
– Уже началось досрочное голосование, в том числе и на избирательных участках, открытых для граждан Узбекистана на территории Российской Федерации, сказал, открывая «круглый стол» Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков. Предыдущая Конституция Узбекистана принята еще в 1992 года и новые реалии, конечно, требовали своего законодательного оформления. В новой редакции Конституции заложены не только серьезные социальные реформы, но и значительные изменения системы государственной власти, судебной и избирательной систем. Хотя общий тренд – формирование в Узбекистане социального государства. Важным аспектом является и конституционный запрет на смертную казнь. Помимо этого, для российских экспертов, как и для экспертов из других стран очень важно понять и внешнеполитический вектор, который будет задан новой редакцией Конституции Узбекистана, формат его отношений в рамках интеграционных объединений ШОС и СНГ, а также между Российской Федерацией и Узбекистаном.
Только в Уральском федеральном округе будет создано 53 участка для досрочного голосования, отметил Генеральный консул Узбекистана в Екатеринбурге Абдусалом Хатамов. А вообще в России будут открыты участки для голосования в 49 российских регионах. В ходе подготовки конституционных изменений было проанализировано более 400 документов, принятых ООН, ОБСЕ, ШОС и другими международными организациями, изучены Конституции почти 190 стран. Кстати, исходя из положения о том, что «единственным источником и автором Конституции должен быть народ», было проведено всенародное обсуждение всех изменений, от населения получено более 220 тысяч предложений, из которых каждое четвертое было учтено. В проекте Конституции слово «справедливость» используется семь раз. Таким образом, можно сказать, что основная цель государственно-правовой реформы – движение к справедливому конституционному строю. Особенно хотелось бы обратить внимание на такую конституционную ценность как труд учителя – он признается основой развития общества и государства. В статье 52 прямо говорится, что государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии и профессиональном росте.
Заведующий Центром глобальных исследований международных проблем Дипломатической академии МИД РФ Вадим Козюлин подчеркнул, что российские эксперты внимательно анализируют направления развития Узбекистана. Надо отметить, что и ранее, с момента избрания на должность Президента Узбекистана, Шавкат Мирзиеев старался проводить по отношению ко всем государствам дружественную политику, основанную на принципах международного права. Этот подход позволил, даже в ситуации сегодняшней турбулентности, избежать любых конфликтов. В статье 18 нового проекта Конституции говорится о том, что Узбекистан будет развивать миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений. Президент Узбекистана, согласно новой редакции Конституции, представляет страну на международной арене, а, значит, и отвечает за формирование базовых документов – Концепцию внешней политики и Концепцию национальной безопасности. Если раньше Узбекистан был сориентирован на внутренний рынок, то сейчас Узбекистан активно встраивается в международную экономическую систему, что увеличивает его потребности в технологиях и инвестициях. И отрадно, что частью этого процесса становится российский бизнес, активно наращивая взаимное сотрудничество между Россией и Узбекистаном.
По мнению Руководителя российского офиса международной консалтинговой компании «Anyway.Law» Анджея Сапегина новая редакция Конституции Узбекистана – фундаментальный документ, особенно в части правовых гарантий граждан. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. А без решения суда ни одно лицо не может быть задержано на срок более 48 часов. У граждан Узбекистана появляются все возможности на защиту от незаконного преследования, а предоставляемые экономические права позволяют обеспечить максимальную предпринимательскую активность. Отдельного внимания заслуживает упомянутое в Статье 49 право каждого жителя на благоприятную экологическую среду, что обсуждается в некоторых странах уже на протяжении нескольких десятилетий. В случае ее принятия, данная Конструкция вполне может стать ориентиром и примером для многих стран.
Как считает Руководитель Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков (Кыргызстан, Бишкек) именно при руководстве Шавкатом Мирзиеевым Узбекистан стал примером для многих стран на постсоветском пространстве, да и не только на постсоветском пространстве. Узбекистан стал определять повестку в СНГ и активно развивать двустороннее сотрудничество, в том числе и между Узбекистаном и Кыргызстаном. Создан кыргызско-узбекский фонд объемом в 50 миллионов долларов. Изменения во взаимных отношениях видны и на бытовом уровне, граждане двух стран это ощущают – например, процедура перехода кыргызско-узбекской границы занимает всего пять минут, раньше это было более двух часов. Решаются вопросы делимитации и демаркации границы. Учитывая все вызовы и угрозы в регионе Узбекистан, тем не менее, согласно Статье 18 проекта новой Конституции, будет вести миролюбивую и дружественную политику по отношению ко всем государствам. Стабильность и процветание Узбекистана очень важны и для Кыргызстана. И хотелось бы пожелать, чтобы все запланированные перемены осуществились.
Идущая сейчас конституционная реформа имеет несколько целей, – подчеркнул Директор Дипломатической Академии при УМЭД МИД Республики Узбекистан Абдусамат Хайдаров. Прежде всего, это укрепление отношений со своими соседями в Центральной Азии, а также традиционными партнерами других регионов мира. Основные принципы внешней политики Узбекистана нашли свое отражение в Статьях 17 и 18 проекта новой Конституции и закрепляют ее основные подходы. Как приоритет, это миролюбивая внешняя политика и невмешательство во внутренние дела других стран, основанные на нормах международного права и Уставе ООН. Исходя из этого Узбекистан как региональная держава в своей внешней политике стремится к конструктивному, равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству с зарубежными странами, основанному на отказе от «права сильного» и блокового мышления. Отличительной особенностью внешней политики Узбекистана, как отмечают многие зарубежные и отечественные эксперты, становится ее проактивный характер, выражающийся в налаживании и продвижении многопланового взаимовыгодного сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, создающей благодатную почву для решения многих проблем. Это уже принесло свои позитивные результаты – решаются пограничные вопросы и даже самые сложные, среди которых водно-энергетические проблемы, в частности строительство крупных гидротехнических сооружений на трансграничных реках региона. Примером позитивного решения сложных проблем могут служить результаты визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Кыргызстан в 2018 году. В частности, были решены многолетние разногласия по пограничным вопросам, а также достигнуты договоренности по строительству Камбаратинской ГЭС. Узбекистан готов даже финансировать ее строительство с учетом международных норм, принятых при строительстве такого рода гидротехнических сооружений. Такие же успехи достигнуты и с Таджикистаном, с которым завершается подготовка документов по завершению демаркации границ. Значимые успехи достигнуты во взаимоотношениях с Казахстаном и Туркменистаном. Решение многолетних проблем в регионе позволило существенно нарастить объемы торговли со странами региона. Так, торговый оборот с Казахстаном за последние годы увеличился в два раза, достигнув четырех миллиардов долларов, а с Кыргызстаном – в восемь раз и составил 1,3 миллиарда долларов. Конечно же, таких же подходов Узбекистан придерживается не только со странами Центральной Азии, но и с другими государствами – традиционными партнерами из других регионов мира, в том числе и с Российской Федерацией. Еще в 2004 году Узбекистан и Россия подписали бессрочный Договор о стратегическом партнерстве, а уже в 2005 – Договор о союзнических отношениях. Российский бизнес активно инвестирует в экономику Узбекистана – зарегистрировано почти три тысячи предприятий с участием российского капитала. Политическим руководством обеих стран поставлена задача в среднесрочной перспективе увеличить оборот до 10 миллиардов долларов. Флагманом взаимного сотрудничества является соглашение о строительстве первой в Центральной Азии атомной электростанции в Джизакской области. Если говорить в целом, то внешняя политика Республики Узбекистан, архитектором которой является Президент Шавкат Мирзиеев, нацелена на создание и обеспечение благоприятных условий для устойчивого и долговременного развития страны в столь сложном и нестабильном внешнем мире.
Подводя итоги разговора, Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков подчеркнул, что по итогам «круглого стола» можно говорить об общем мнении всех экспертов о значимости проходящего в Узбекистане общенационального голосования по принятию новой редакции Конституции Узбекистана. Это закладывает основы формирования настоящего лидера Центральной Азии, а также ценного и важного партнера для Российской Федерации во всех направлениях взаимного сотрудничества.