Итоги прошедшего референдума – более 90 процентов «за» при явке около 85 процентов – по новой редакции Конституции Узбекистана показали, что население этой страны полностью поддерживает изменения Основного закона. По мнению Директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова (Россия, Екатеринбург), принятие новой редакции Конституции юридически закрепило концепцию Нового Узбекистана – комплекс новых политических и экономических решений, начатых после прихода к власти Шавката Мирзиеева в 2016 году. Узбекистан, по Конституции, стал уже не только суверенным и демократическим государством как было ранее, но и правовым, социальным и светским. Нормы социальных обязательств увеличиваются в три (!) раза. Реализация данного подхода возможна только в условиях устойчивого экономического развития, одним из факторов которого может стать активное сотрудничество Узбекистана со странами БРИКС – именно там, в отличие от стран «большой семерки», согласно последнему, апрельскому, прогнозу МВФ будут самые высокие темпы роста ВВП с лидерством Индии и Китая:
– По официальным данным из более чем 35 миллионного населения Узбекистана, более одной трети составляют дети и молодежь до 18 лет, а почти 60 процентов находятся в трудоспособном возрасте. В отличие от ряда стран на постсоветском пространстве, именно в Узбекистане молодежь составляет значительную часть населения, что кстати характерно и для большинства стран БРИКС. Создание комфортных рабочих местам и обеспечение достойным доходом в данных условиях стало возможным только при состоявшемся при Шавкате Мирзиееве переходе страны к режиму открытой экономики и ее встраиванию в международные цепочки создания добавленной стоимости. Однако конституционные изменения в Узбекистане предусматривают значительно более высокий объем социальных нововведений. Пенсии и пособия отныне не привязаны к прожиточному минимуму, а будут не ниже минимального потребительского бюджета. Важным и необходимым стало обязательство обеспечения инклюзивного образования для детей с особыми потребностями, а также запрещение любых форм детского труда, представляющего угрозу здоровью и препятствующего их образованию. Принятие новой редакции Конституции Узбекистана ставит перед страной необходимость продолжения экономических реформ и расширение взаимовыгодного экономического сотрудничества с международными партнерами. Однако, по последнему, апрельскому, прогнозу МВФ все страны «большой семерки» погружаются в большую рецессию с экономическим ростом от минус 0,7 процента во Франции и Италии до плюс 1,6 процента в США. При этом совсем иная картина в странах БРИКС, где лавры лидера берут на себя Индия с темпом роста 5,9 процента ВВП и Китай с 5,2. Активно формируя свою взаимную стратегию, вплоть до перехода на торговлю в национальных валютах, Узбекистан и страны БРИКС, имеют все шансы на наращивание сотрудничества, войдя в «фарватер» устойчивого экономического роста. Огромные перспективы открывает для всех стран в этом случае и использование курируемого Индией транспортного коридора «Чабахар – Центральная Азия» и китайского «Пояса и пути», по факту превращая Узбекистан в один из крупнейших транспортных хабов континента с выходом на рынки стран ЕАЭС, в том числе и России. В новое время – с новыми лидерами!