Широкий круг национальных и международных экспертов считают, что за последние годы Республикой Узбекистан под руководством Шавката Мирзиёева достигнуты значительные результаты в осуществлении взвешенной и конструктивной внешней политики, развитии дружеских и взаимовыгодных отношений с зарубежными государствами. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых можно выделить следующие.
Во-первых, поэтапная и целенаправленная реализация республикой во внешней политике принципа «Приоритет – Центральная Азия». Благодаря этому в центрально-азиатском регионе с 2017 года сформировалась совершенно новая политическая атмосфера, укреплены связи, основанные на дружбе и доверии. В качестве практических результатов можно выделить последовательное решение непростых задач обеспечения безопасности и стабильности, устойчивого социально-экономического развития Центральной Азии.
На этом пути было устранено множество барьеров, созданы условия для свободного перемещения граждан, активных культурных и туристических обменов. Сформирована благоприятная среда, которая способствует росту взаимной торговли и инвестиций. Только за последние пять лет объемы внутрирегионального товарооборота увеличились в два раза. В регионе приступили к реализации совместных проектов промышленной кооперации, создаются эффективные цепочки добавленной стоимости, развивается транспортная и энергетическая инфраструктура. Самое важное – все эти положительные изменения чувствуют братские народы Центральной Азии.
Например, в июле текущего года Шавкат Мирзиёев подписал Указа о ратификации Узбекистаном соглашения о демаркации государственной границы с Казахстаном. Прямо заявим, что после десятилетий неопределенности и затруднений Узбекистан и Казахстан благополучно разрешили споры по поводу общей границы на всем ее протяжении.
Соглашением была завершена работа по установлению государственной границы, а также созданы важнейшие условия для обеспечения ее безопасности и целостности. Согласно ему, протяженность демаркационной линии между Узбекистаном и Казахстаном превышает 2,3 тыс. км. Данный договор был подписан президентами двух стран Шавкатом Мирзиёевым и Касым-Жомартом Токаевым 22 декабря 2022-го в Ташкенте. Напомним, переговоры о демаркации начались в 2003-м и завершились именно при нынешнем Президенте. За это время было проведено 100 заседаний комиссии и 34 – рабочей группы. Полевые работы по установке пограничных знаков закончились в 2021 году.
Тем самым, это упрощает и жизнь простых людей и предпринимателей обеих стран. Так, уже ведутся предметные переговоры по упрощению процедур транзита и таможенного декларирования и контроля товаров, предотвращения скопления автотранспортных средств на границе. Активизирована работа по автоматизации таможенных процедур, взаимному признанию результатов таможенного контроля и осуществлению проекта «Одна остановка» на государственной границе. Речь уже можно вести о перспективах возможного внедрения экосистемы безбумажного цифрового транзита между странами Центральной Азии и Каспийского региона.
В этом контексте выделим, что в июле 2022 года Генеральная ассамблея ООН единогласно одобрила специальную резолюцию об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, разработанную Узбекистаном в соавторстве с 40 странами. Инициативу принятия этой резолюции и закреплении в ней общих подходов, основных принципов и направлений диалога между регионами Шавкат Мирзиёев выдвинул на Ташкентской конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», которая прошла в июле 2021 года.
В резолюции подчеркивается важность укрепления сотрудничества для осуществления Венской декларации и её программы действий для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, на 2014-2024 годы, а также ключевое значение транспортных и транзитных коридоров для ускорения экономического роста, повышения эффективности торгово-экономических связей между странами Центральной и Южной Азии и реализации их уникального транспортного, транзитного и инвестиционного потенциала.
Во-вторых, Узбекистан под руководством Шавката Мирзиёева неизменно выступает за сопряжение стратегий крупных держав в отношении Центральной Азии для превращения региона в пространство взаимовыгодного сотрудничества, а не в зону соперничества. Свидетельством изменения подходов и повышения внимания мирового сообщества к региону послужил пересмотр стратегий в отношении Центральной Азии со стороны США, EC и Индии.
Придан импульс дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем, Россией, США, Южной Кореей, рядом государств Европы и Азии. Разработан и принят ряд соответствующих программных документов, утверждены «дорожные карты» по дальнейшему развитию многопланового сотрудничества с зарубежными странами, среди которых Япония, Германия, Франция, Италия и другие.
В-третьих, Узбекистан продолжает проводить взвешенный курс в отношении Афганистана. Шавкат Мирзиёев отмечал, что рассматривает эту страну как неотъемлемую часть Центральной Азии, выражая заинтересованность в становлении Афганистана в качестве мирного и независимого государства. В Узбекистане уверены, что земля Афганистана больше не должна представлять угрозы для стран региона и международного сообщества в целом.
В этой связи, государство стремится направлять свои усилия на создание реальных предпосылок для становления Афганистана как стабильной и процветающей страны, свободной от терроризма, войн и наркотиков. Узбекистан вносит весомый вклад в международные усилия по оказанию содействия социально-экономическому и гуманитарному возрождению Афганистана, в том числе продвигая крупные транс региональные инфраструктурные проекты.
В-четвертых, на качественно новый этап развития вышло партнерство с ООН. Так, с 2017 года по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева приняты четыре резолюции в рамках ООН, призванные совершенствовать основы и механизмы международного сотрудничества в области регионального взаимодействия, межконфессионального взаимопонимания, устойчивого развития туризма. Особого внимания также заслуживают важные инициативы, выдвинутые главой нашего государства в ходе заседания 72-й, 75-й и 76-й Генассамблей ООН, которые послужили солидным вкладом республики в развитие взаимовыгодного международного сотрудничества.
В-пятых, укрепляется партнерство с международными финансовыми институтами, по-новому выстроена работа с Международным валютным фондом, Всемирным банком, АБР, ИБР, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций и другими.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) стал стратегическим партнером на пути устойчивого развития Узбекистана. Ярким подтверждением является то, что портфель проектов банка в стране превысил 4 миллиарда евро, из них проекты на 3,3 миллиарда евро были начаты в течение последних четырех лет. В 2023 году состоялось ежегодное заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития, собравший 2,5 тысяч гостей, прошел в Самарканде, что является проявлением высокого международного уважения и доверия к нашей стране и реформам.
По итогам 2022 года Узбекистан вошел в пятерку главных партнеров банка. А по объемам ежегодных инвестиций – стал его самым крупным бизнес-партнером в Центральной Азии. Самое важное, подходы и цели Узбекистана и ЕБРР относительно развития частного сектора также близки и схожи. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время в стране доля частного бизнеса в проектах банка достигла 55 процентов.
Особенно быстрыми темпами развивается сотрудничество в таких актуальных направлениях, как «зеленая» энергия, питьевое водоснабжение, дорожно-транспортная инфраструктура, экология. В области возобновляемой энергии запущены крупные проекты с участием средств банка в размере 600 миллионов евро. Столь активное взаимодействие служит также «катализатором» для привлечения в экономику страны других зарубежных инвесторов.
Республика продолжает активный диалог по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) с целью обретения достойного места в мировой системе торговли, соответствующего возможностям нашей экономики и человеческому потенциалу. Процессы вступления во ВТО поддерживается ускорением политики дальнейшей либерализации рынков товаров, услуг, капитала и труда, а также присоединения к мировым производственным цепочкам.
За последние годы Узбекистан посетило более 70 миссий Фонда, расширяется экспертно-техническое содействие. На сегодня обсуждаются вопросы дальнейшего развития многопланового сотрудничества по таким приоритетным направлениям, как реформы по обеспечению макроэкономической стабильности, совершенствованию денежно-кредитной и фискальной политики.
Узбекистан получил статус наблюдателя в ЕАЭС, участвуя в многосторонних мероприятиях и проектах, направленных на развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. Проведена результативная работа по формированию благоприятных условий, поиску новых точек роста и возможностей для расширения торговых отношений. Созданы эффективные платформы для стимулирования бизнес-диалога, в том числе с привлечением потенциала регионов наших стран. В качестве примера можно привести Международную промышленную выставку «ИННОПРОМ. Центральная Азия». В апреле 2023 года она в третий раз успешно прошла в Ташкенте, по итогам которой заключены инвестиционные соглашения и торговые контракты на сумму свыше 10 миллиардов долларов.
В-шестых, под рукововодством Шавката Мирзиёева усилена экономическая составляющая дипломатической деятельности, кардинально повышена эффективность деятельности Министерства иностранных дел страны по таким направлениям, как продвижение экспорта продукции отечественных предприятий, привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий и знаний, модернизации промышленности и инфраструктуры, увеличения потока туристов в Узбекистан. Так, если по итогам 2016 года – экспорт составил 11,1 млрд. долл. США, то по итогам 2022 уже 19,3 млрд. долл. США. Все это показывает, что в Узбекистане произошел очевидный сдвиг к экономизации международного сотрудничества, усилению экономического прагматизма во внешней политике.
С 2021 года Узбекистан действует в рамках системы преференций GSP+, позволяющей беспошлинно экспортировать в Евросоюз более 6.200 видов товаров. Суть GSP+ состоит в уменьшении или отмене тарифных ставок на определенные виды товаров, произведенных в развивающихся странах и ввозимых ими на территорию развитых стран. Для получения этого статуса Узбекистан проделал большую работу по достижению соответствия 27 основным международным конвенциям о трудовых правах человека, в том числе об искоренении детского и принудительного труда при сборе хлопка, охране окружающей среды и других.
Благодаря положительному влиянию режима «GSP+», товарооборот между Узбекистаном и Евросоюзом в 2022 году вырос на 20%, а с начала 2023 года – на 70%. При этом, портфель проектов с участием европейского бизнеса превышает 20 млрд евро. Более того, Ш.Мирзиёев заявлял, что экспортеры из Узбекистана готовы поставить на европейский рынок более 500 наименований промышленных товаров на сумму в 4 млрд евро.
При этом, внутри Узбекистана формируются благоприятные условия для притока внешних инвестиций, в первую очередь, прямых. Так, доходы иностранных инвесторов в виде дивидендов по акциям освобождены от налога на доход сроком на три года, для них ставка налога на прибыль снижена с 20 до 12 процентов. Особое значение имеет установление строгого запрета на внесение в налоговое и таможенное законодательство новых или более жестких мер ответственности. Для инвесторов отменены таможенные пошлины на сырье и товары более 7 тысяч наименований. Внедрен упрощенный порядок переработки на таможенной территории. Отменено 132 лицензионных и разрешительных документа, 33 – переведено в уведомительную форму.
В целях оперативного решения вопросов инвестиционной деятельности, установления прямого диалога инвесторов с главой государства, начал работу Совет иностранных инвесторов при Президенте. Как отметил Шавкат Мирзиёев, «Я стараюсь как можно чаще общаться с представителями зарубежных компаний и деловых кругов. Ваши идеи, предложения и инициативы воодушевляют, придают мне силы и побуждают к новым переменам. Поэтому я готов встречаться с каждым новым инвестором, лично гарантировать успех вашего бизнеса в нашей стране».
В-седьмых, в последние годы Узбекистан делает ставку на проактивность во внешней политике и дистанцируется от роли пассивного наблюдателя за происходящими процессами в регионе и мире. Подтверждением служит тот факт, что Узбекистан стал членом более 100 международных организаций и участником свыше 200 международных многосторонних договоров.
В данном контексте особое внимание обращает на себя активизация Узбекистана в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В частности, 30 процентов мирового ВВП и 40 процентов населения мира приходится на страны участницы этой Организации. Самаркандский саммит ШОС, прошедший в сентябре 2022 года, стал особенным и значительным международным событием с точки зрения важности обсуждаемой повестки дня организации и расширения ее новыми странами. Объединяя в единую организацию крупнейших государств мира ШОС имеет внушительный экономический, политический и демографический потенциал в мире.
Увеличение числа государств, желающих вступить в организацию, демонстрирует, что ШОС – это прежде всего экономическое объединение, где формат организации позволяет решать глобальные и региональные вопросы, от которых зависит перспективы организации устойчивого развития в национальных государствах. На сегодня ШОС вступает в новый, еще более ответственный этап своего развития в рамках предложенной Самаркандской инициативы солидарности во имя общей безопасности и процветания.
Выделим и вступление Узбекистана в качестве постоянного члена в Тюркский совет, который далее был реорганизован в Организацию тюркских государств. Активизация сотрудничества с этой организацией открывает для нашей страны новые возможности развития многоплановых связей как с соседними государствами, так и внерегиональными близкими партнерами (Турция и Азербайджан).
Отдельно выделим, что в ноябре 2022 года в городе Самарканде прошло заседание Совета глав государств Организации тюркских государств (ОТГ). На нем Самарканд, являющийся символом мира и дружбы, центром науки и просвещения, был провозглашен «Столицей тюркской цивилизации». На сегодня Узбекистан уверен в важности вывода деятельности ОТГ на качественно новый уровень, повышения её авторитета, в полной мере задействования потенциала сотрудничества, обеспечивающего выполнение принятых решений и договорённостей в рамках Организации.
Узбекистан продолжает активное взаимодействие с Организацией исламского сотрудничества и рассматривает ее как эффективную площадку, нацеленную на сохранение и продвижение священных исламских ценностей, укрепление солидарности между мусульманскими народами, содействие их прогрессу и процветанию.
На новый уровень вышло взаимодействие с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, являющейся важным международным форумом для диалога государств по вопросам обеспечения безопасности, развития экономики, защиты прав и свобод человека.
В-восьмых, гуманизация внешнеполитической деятельности, лично инициированная Шавкатом Мирзиёевым с 2017 года. Это можно видеть на примере возросшей заботы государства об интересах граждан Узбекистана за рубежом, в том числе посредством оказания соотечественникам государственных услуг и привлечения их к реализации социально-экономических и культурно-гуманитарных проектов. Особого внимания заслуживает создание и деятельность Общественного фонда «Ватандошлар», что стало еще одним весомым вкладом в поддержку наших граждан, находящихся за рубежом, и укрепление диалога с ними.
Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что «в настоящее время около 2 млн человек работают за рубежом, чтобы прокормить свою семью, вдалеке от своих семей, родителей и детей … Мы должны сказать спасибо нашим соотечественникам, которые получают доходы в зарубежных странах, а также опыт работы и практику. Они – наши дети и братья».
В Узбекистане понимают, что эти и другие внешнеполитические достижения страны являются вехами на пути реализаации в жизнь Стратегии развития Нового Узбекистана. Так, внутренней и международной общественности представлена Предвыборная программа кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана Шавката Мирзиёева, которая состоит из 5 основных инициатив. Одной из них выступает тезис о том, что в случае его избрания на пост Президента страны, Узбекистан продолжит последовательную, системную, глубоко продуманную, прагматичную внешнюю политику и экономическую дипломатию. Это касается деятельности Нового Узбекистана в сфере обеспечения безопасной и мирной жизни многонационального народа нашей Родины.
Мы понимаем, что Узбекистан как независимое государство живет в условиях внешней непростой и сложной ситуации в мире, которая непосредственно влияет и на регион Центральной Азии. Наблюдается стремительная трансформация международного порядка с трудно прогнозируемыми последствиями. Мы становимся свидетелями растущего дефицита диалога и доверия на глобальном уровне. В результате усиления кризисных явлений в мировой экономике страны мира сталкиваются с проблемами разрыва традиционных логистических цепочек, растет импорт инфляции, многократно повысились риски продовольственной и энергетической безопасности.
В этих условиях еще больше возрастает востребованность продолжения Узбекистаном открытой, прагматичной и проактивной внешней политики. Основные ее принципы в рамках нового Узбекистана, инициированные Шавкатом Мирзиёевым, всегда исходят из национальных интересов многонационального народа и государства.
30 апреля 2023 года в жизни Узбекистана произошло очень важное, поистине историческое событие. Впервые на основе всенародного референдума мы приняли обновленную Конституцию. Этим историческим выбором народ Узбекистана еще раз продемонстрировал высокое доверие и полную поддержку реформ, начатых Шавкатом Мирзиёевым шесть лет назад.
Исходя из Конституции в новой редакции, Узбекистан в нынешней сложной обстановке в мире продолжит миролюбивую внешнюю политику, развивать дружественные связи, сотрудничество во всех сферах с государствами ближнего и дальнего зарубежья.
В целях дальнейшего укрепления суверенитета страны будут разрабатываться новые инициативы и программы по преодолению проблем, связанных с глобальными климатическими изменениями, продовольственной безопасностью, энергетикой, логистикой, негативным воздействием дефицита водных ресурсов.
В нынешней сложной обстановке в мире республика продолжит внешнюю политику, основанную на взаимном доверии и уважении. И впредь основное внимание Узбекистан будем уделять укреплению многопланового и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами Центральной Азии, а также государствами – нашими стратегическими партнерами и международными организациями.
Так, кандидат от УзЛиДеП ставит следующие задачи в сфере внешней политики страны:
– Инициативы Узбекистана в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах будут и далее активно продвигаться на международной арене. Прежде всего, мы будем стремительно развивать отношения добрососедства и стратегического партнерства с соседними странами.
– В Центральной Азии на новый качественный уровень будет выведено практическое сотрудничество в различных областях, в частности, по рациональному использованию водных ресурсов, развитию транспортных коридоров и т.д.
Узбекистан предлагает активно внедрять новые формы и механизмы стимулирования взаимной торговли в Центральной Азии. Речь идет о создании системы зон приграничной торговли, с унифицированными правилами и процедурами поставок товаров. Здесь важны понимание и поддержка усилий по замещению дорогостоящего и не всегда качественного импорта из третьих стран продукцией региональных производителей. Следующей важной задачей является продвижение совместных проектов промышленной кооперации.
Получат поддержку бизнес-круги, заинтересованные в создании производств, использующих конкурентные преимущества и фактор взаимной дополняемости экономик стран Центральной Азии. В этой связи, Узбекистан сторонник выработки Общих подходов к формированию Центральноазиатского пространства промышленной локализации и импортозамещения на основе национальных программ индустриального развития.
Особое внимание предлагается уделить вопросам цифровизации отраслей экономики, что позволит снизить себестоимость и обеспечить конкурентоспособность продукции стран ЦА. Вместе с тем важно создание единого благоприятного делового климата для повышения общей региональной инвестиционной привлекательности Центральной Азии.
– Узбекистан продолжит поддержку наших соотечественников за рубежом, создавая им необходимые условия для активного участия в развитии нашей страны. Среди них будут приниматься системные меры по популяризации родного языка, национальной культуры и традиций.
Расширится охват и станет обязательным обучение трудовым профессиям и иностранным языкам мигрантов. Будет оказываться содействие в том, чтобы мигранты могли работать в странах Европы и Азии, где платят достойную зарплату. Создадим возможность, чтобы соотечественники могли удаленно получать госуслуги из любой точки мира. Будем оказывать юридическую и другую помощь тем, кто оказался в сложной ситуации. Детям мигрантов будут созданы новые возможности для поступления в вузы. «Одним словом, мы не допустим, чтобы граждане Узбекистана за рубежом остались наедине со своими проблемами», – заключил Ш. Мирзиёев.
Нашли отражение и такие вопросы, как полное реформирование системы внешней трудовой миграции, расширение охвата обучения трудовым профессиям и иностранным языкам граждан, выезжающих за границу, а также строительство дополнительно 1 млн единиц жилья для обеспечения населения доступным жильем, обеспечение строителей и граждан доступными и долгосрочными кредитами.
– Узбекистан будет оказывать посильную помощь афганскому народу и всемерно содействовать установлению мира и спокойствия в соседнем государстве. Предполагается принять активное участие в реализации проекта строительства железной дороги «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», а также стратегически важных проектов в энергетической, торговой и промышленной сферах.
Общим приоритетом для мирового сообщества должно стать восстановление экономики Афганистана, которое является важным условием достижения прочного мира в этой многострадальной стране. В частности, это включает ее интеграцию в межрегиональные экономические процессы, реализацию инфраструктурных и социально значимых проектов.
– В приоритете останется дальнейшее укрепление отношений с такими внешнеполитическими партнерами Узбекистана, как Китай, Россия, США, Турция, Южная Корея, Япония, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Индия, Пакистан, Германия, Франция, Великобритания, Италия и другими.
– Намечено расширение географии внешних связей. Освоение новых рынков, широкое привлечение инвестиций и инноваций, увеличение потока туристов и, самое главное, активное продвижение имиджа Узбекистана будут и дальше оставаться основными задачами всех дипломатических представительств нашей страны.
– Усилится работа в органах и институтах Организации Объединенных Наций, глобальных и региональных экономических, финансовых и гуманитарных организациях. Будут предприняты конкретные практические шаги для вступления во ВТО. Узбекистан в качестве государства-наблюдателя при ЕАЭС продолжит участвовать в многосторонних мероприятиях и проектах, направленных на развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в рамках Объединения.
– Взаимодействие в сфере транспорта и транзита является стратегическим направлением внешней политики. В нынешних реалиях важно усилить совместную работу по формированию альтернативных транспортных коридоров и созданию устойчивых логистических цепочек. Узбекистан поддерживает развитие международных маршрутов Север – Юг и других магистралей, соединяющих ЦА с Китаем, странами Ближнего Востока и Южной Азии. Выступаем за тесную координацию в вопросах тарифной политики.
– Узбекистан на основе целостной системы будет улучшать инвестиционный и деловой климат в стране, формируя еще более благоприятные условия для инвесторов. Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Узбекистан станет решающим звеном в налаживании прямого диалога с иностранными инвесторами, совместной разработке взаимовыгодных проектов и долгосрочных стратегий.
В завершение отметим, что соответствующие положения Предвыборной программы Шавката Мирзиёева исходят из видения внешнеполитической деятельности страны, обусловленной высокой динамикой трансформации Узбекистана, переходом к новому этапу формирования демократического правового государства с развитой рыночной экономикой. Тем самым без преувеличения можно сказать, что в стране на деле будет продолжена реализация идея развития Нового Узбекистана, в том числе, и во внешней политике.
Сеитов А.П. – Доктор социологических наук
Якубов Б.С. – Доктор политических наук