Внимание в Узбекистане общества и государства к молодежи объективный процесс, так как численность молодёжи до 30 лет в стране составляет свыше 55% населения. В этих условиях очевидно, что достижение стратегически важных целей тесно увязано с решением конкретных проблем молодежи, тем самым, делая это приоритетной задачей государственной политики Узбекистана.
Анализ причин существующих проблем молодежи, таких как безработица, бедность, недостаточный духовно-нравственный уровень и другие, показывает, что в основе их лежит важность существенного расширения и повышения эффективности мер по:
первое, созданию условий для получения молодыми людьми образования,
второе, обеспечению занятости молодежи,
третье, приобщение подростков к лучшим трудам мировой художественной литературы как образцов морального поведения.
В этом отношении Узбекистан под руководством Шавката Мирзиёева достиг несомненных успехов. Так, в сфере молодёжной политики создана прочная правовая база, которая совершенствуется созвучно требованиям времени. В частности, на сегодняшний день парламент принял свыше 40 законодательных актов касательно молодёжи, и ратифицировал свыше 30 международных правовых документов.
Приняты Концепция развития государственной молодежной политики в Узбекистане до 2025 года и «Дорожная карта» по ее реализации.
Действуют Агентство по делам молодежи и территориальные межведомственные советы по вопросам молодежи под председательством председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, районов и городов. Данное Агентство осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства в области молодежной политики в целях обеспечения реализации задач по поддержке молодежи. Защищает права и свободы молодых людей, их законные интересы, повышает их правовую культуру, принимая активное участие в предупреждении правонарушений и преступности среди молодежи.
В Законодательной палате Олий Мажлиса работает Комиссия по вопросам молодежи, сформированы Молодежные парламенты при палатах Олий Мажлиса. Учрежден День молодежи, проводятся форумы и фестивали, которые в короткий срок заняли прочное место в жизни нашего общества.
Следует особо отметить, что с 2017 года в стране создана новая система дошкольного образования. Это очень важно для реализации молодежной политики, так как развивая детей с раннего возраста, создавая благоприятные условия для их обучения, формируется прочный фундамент для полноценной самореализации девушек и юношей в будущем. Ведь основы личности ребенка формируются в дошкольном возрасте, именно в этот период закладывается фундамент его интеллектуального и физического развития. Шавкат Мирзиёев подчеркивает, что инвестиции в дошкольное образование обязательно вернутся многократной отдачей для Узбекистана.
Так, показатель охвата дошкольным образованием детей в 2017 году составлял лишь 27 процентов, что можно оценить как критический. Можно сказать, что за короткий срок Узбекистан сумел решить данную проблему. Число воспитателей и педагогов за шесть лет выросло в 3 раза и достигло 160 тысяч. Количество детей, получающих образование и воспитание в детских садах, увеличилось с 600 тыс. до 2,1 млн. чел. Количество организаций дошкольного образования увеличилось почти в 6 раз (в 2017 г. – 5.211 тыс., май 2023 г. – около 30 тыс.), а уровень вовлеченности детей в дошкольное образование в Узбекистане на сегодня достигло отметки в 72 процента.
Думается нельзя останавливаться и важным является сохранение указанных выше тенденций в сфере дошкольного образования. Так, Узбекистан уже ставит целью мобилизовать свои силы для полного удовлетворения до 2030 года потребности в дошкольном образовании и достижения 100-процентного охвата им, дальнейшего развития материально-технической базы детских садов.
Коренным образом реформирована система школьного образования, заново внедрена система 11-классного общего среднего образования. В центре внимания находятся 10,1 тыс. школ по всей стране (26,7% в городах, 73,3% в селах), более 6,2 млн. учащихся и свыше 500 тыс. учителей, а значит затрагиваются интересы всех слоев нашего общества и каждой семьи.
Благодаря политике толерантности, обучение в школах Узбекистана осуществляется на семи языках. Так наряду с школами с узбекским языком обучения (8,2 тыс. школ) имеются 245 школ с каракалпакским языком обучения, 143 школы с казахским языком обучения, 92 школы с таджикским языком обучения, 88 школ с русским языком обучения, 23 школы с туркменским языком обучения, а также 21 школа с киргизским языком обучения. Ко всем им уделяется равное и бережное отношение.
С 2017 года созданы правовые основы для совершенствования системы народного образования. Так, в новой редакции был принят Закон «Об образовании», утверждена Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Непосредственно в сфере развития школьного образования были приняты 17 документов, в частности 4 акта Президента Республики Узбекистан.
На сегодня важнейшая задача, поставленная Шавкатом Мирзиёевым перед Правительством, это повышение качества школьного образования и авторитета учителей в обществе, улучшение условий их труда и жизни. Большим достижением в этом направлении является создание в Узбекистане системы Президентских школ во всех регионах страны. Они по сути стали целостной системой по выявлению одаренных детей, их обучению и воспитанию с применением передовых технологий в Узбекистане.
Прежде таких условий для школьников в Узбекистане не было. Образовательный процесс в этих школах осуществляется, в том числе, на иностранных языках, по учебным планам и программам, разработанным на основе опыта развитых стран.
Отдельно выделим, что по инициативе Шавката Мирзиёева, по итогам всенародного референдума от 30 апреля 2023 года в Конституции Узбекистана закреплен статус учителя, гарантии защиты его чести и достоинства. Теперь слово «наставник» будет не только возвышенным изречением, как было раньше, но и государство гарантирует заботу о профессиональном росте, повышении статуса и авторитете наставников и педагогов, воспитывающих и обучающих молодое поколение.
Большое внимание уделено и реформированию системы высшего образования. Так, с 2017 года охват высшим образованием в нашей стране увеличился с 9% (!!!) до 30%, а в ближайшей перспективе прогнозируется рост до 50% Заметно расширены квоты приёма в государственные высшие учебные заведения, существенно увеличено количество учащихся на заочных и вечерних формах обучения в вузах страны. В течение последних лет в стране открылись филиалы авторитетных университетов из свыше 15 развитых государств мира.
Например, квота по приему на учебу для бакалавриата в 2017/2018 учебном году составила 18.194 человек по государственным грантам. В предстоящем 2023/2024 году эта цифра составит 34.860 студентов или рост в 1,9 раз. Более того, 1000 грантов выделяется для частных вузов.
Отдельно следует выделить гендерный аспект. Для девушек и женщин, не имеющих высшего образования, по рекомендации от Государственного комитета семьи и женщин, дополнительно выделяется 2 тысячи государственных грантов. Государством финансируются, ежегодно на сумму не менее 200 млрд сумов, на безвозвратной основе контрактные платежи всех женщин, обучающихся в магистратуре государственных высших образовательных учреждений. Женщин, имеющих стаж работы по специальности не менее 5 лет и без высшего образования, принимаются в государственные вузы на платной основе в рамках параметров специального приема (всего 500 квот).
При этом, действуют система студенческих ссуд на обучение и образовательных кредитов студентам из малообеспеченных семей. Фонд «Эл-юрт умиди» для обучения молодежи по программам бакалавриата в развитых зарубежных государствах на основе открытых стипендиальных конкурсов выделяет ежегодно 100 мест, для обучения в магистратуре и докторантуре – в среднем в 5 раз больше мест по отношению к 2017 году.
В целом, в настоящее время доля расходов на социальную сферу, в том числе, из них 45% на образование, что составляет более половины общего объёма расходов государственного бюджета.
Коренные реформы осуществляются в учебно-воспитательной работе. Учреждены Государственная премия «Мард углон» и медаль «Келажак бунёдкори». Значительно улучшилось состояние культурных центров в регионах страны, материально-техническая база музыкальных школ и школ искусства, исходя из интереса молодёжи. Организованы дополнительно 1,5 тысяч кружков, налажена деятельность коллективов художественной самодеятельности, молодёжных театров-студий и «Клубов молодёжи» во всех районных центрах даже самых отдаленных селений.
На основе передового международного опыта в области защиты молодёжи от вредных нападок в Интернете, обучения её эффективному применению информационных технологий, созданы учебные центры по информационным технологиям. В них молодёжь обучается электронной коммерции и программированию, приобретает инновационные навыки по ведению бизнеса в сфере информационных технологий, получают помощь своим «стартап» проектам.
Так, фонд «Yoshlar – kelajagimiz» поддерживает через льготные кредиты и предоставления имущества в лизинг реализацию молодёжных бизнес-инициатив, стартапов, идей и проектов.
В целях укрепления у молодёжи навыка к чтению книг, во все регионы страны доставлены книги в общем количестве до 1 млн. экземпляров. Одновременно с этим, в центре городов и районов созданы образцовые книжные магазины, через передвижные книжные павильоны населению кишлаков и аулов оказываются библиотечные услуги.
Касаясь безработицы можно выделить, что в Узбекистане внедрена совершенно новая система обеспечения занятости молодежи в регионах, решения их проблем – «Молодежная книга» и «Молодежные программы». Запущена единая электронная платформа для молодежи «yoshlardaftari.uz», которая позволила оцифровать систему, обеспечить прозрачность льгот, предоставляемых молодежи, контролировать работу, проводимую на местах, в 3 этапа. В прошлом году из 64,4 тысячи поступивших заявлений молодежи положительное решение принято в отношении 82,7% обращений на этот сайт.
Продолжает действовать программа под названием «Система социальной поддержки молодежи», которая открыта для всех молодых людей с социальными проблемами. Зарегистрировавшись в системе, молодой человек может рассчитывать на получение государственной поддержки, чтобы иметь возможность учиться или иметь другие навыки для обеспечения занятости.
Эффективность показывает и система поддержки молодых предпринимателей, которая в среднем выделяет в год молодежи более 2,3 трлн. сумов на начало и развитие предпринимательской деятельности. В результате количество молодых предпринимателей в Узбекистане увеличилось с 2017 года в пять раз, превысив отметку в 500 тысяч человек.
Особое внимание уделяется молодым женщинам, чтобы активизировать их участие в жизни общества. За последние годы под руководством Шавката Мирзиёева многое было сделано для обеспечения гендерного равенства, в том числе, на государственной службе. Так, обеспечение гендерного равенства играет важную роль во всех министерствах и организациях. Так, в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, высшей организации страны, действует Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства.
Показательно, что Узбекистан вошел в десятку ведущих стран (fast-track countries), определенных в качестве лидеров в ускоренной реализации Молодежной стратегии ООН-2030, в которых осуществляется ряд молодежных инициатив, поддерживаемых организацией. В Индексе молодежного прогресса (Youth progress Index) Узбекистан занимает 82-е место из 150 государств.
Эти и другие положительные тенденции не стали поводом для самоуспокоения в Узбекистане. Так, на сегодня мир под влиянием глобализационных процессов и развития информационно-коммуникационных технологий сжимается в единое конкурентное пространство, которое существенно усиливает требования к новому поколению узбекистанцев. Оно должно обладать целым рядом конкурентных преимуществ в сфере обладания синтеза знаний и навыков, мировоззрения и узкой специализации. Поэтому, в современный период перед государством уже стоит не просто задача прокормить свою молодежь, дать ему образование и работу. Этого уже недостаточно.
Нынешний динамизм времени требует понимания того, что будущее и благосостояние общества Узбекистана напрямую зависят от того, какими становятся и достигают ли совершенства дети. Следовательно, теперь главная задача государства – это создать необходимые условия для проявления молодёжью всего своего потенциала и приобретения необходимых навыков.
Это вызвано и требованиями Конституции в новой редакции, которые вывели на принципиально новый уровень круг задача в сфере государственной молодежной политики. Так, в Основном Законе прямо указано, что государство создает условия для духовного, интеллектуального, творческого, физического и нравственного становления и развития молодежи, для реализации ее прав на образование, охрану здоровья, жилище, труд, занятость и отдых».
Ответом на эти вопросы, на наш взгляд, являются ряд положений Предвыборной программы Шавката Мирзиёева, которые затрагивают молодежную проблематику. Кандидат от УзЛиДеП прямо заявляет, что Новый Узбекистан – это страна здоровых, образованных и духовно развитых людей. Одним из самых приоритетных направлений политики Шавката Мирзиёева определено создание необходимых условий для того, чтобы знания, образование и воспитание стали основной опорой Нового Узбекистана. Узбекистан планирует мобилизовать свои силы для:
– 100% охвата до 2030 года дошкольным образованием;
– кардинального улучшения качества обучения, создания дополнительно 2,5 млн ученических мест, обеспечения младшеклассников планшетами для обучения;
-развития сферы высшего образования и науки на основе передового зарубежного опыта, расширения финансирования развития науки и инноваций до 1 млрд долл.
В завершение отметим, что, как показывает опыт развитых государств мира, активное и осознанное вовлечение молодежи в общественные и государственные дела даст ожидаемые результаты от осуществляемых реформ во всех сферах. Молодежь Узбекистана станет активным субъектом преобразования общества и важным человеческим капиталом модернизации, экономического роста и обеспечения благосостояния многих поколений. Все это в совокупности повысит успех формирования благоприятной почвы для занятия Узбекистаном достойного места среди самых развитых государств мира. А значит Узбекистан будет оставаться проверенным, надежным и предсказуемым внешнеполитическим партнером для мирового сообщества.
Сеитов А.П.
Доктор социологических наук (DSc)
Якубов Б.С.
Доктор политических наук (DSc)