Одной из основных тем визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Душанбе было участие в Пятой консультативной встрече Глав государств Центральной Азии и заседании Совета глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала. По мнению Директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, озвученные в рамках этих мероприятий инициативы Президента Узбекистана показывают реализацию избирательной программы Шавката Мирзиеева на прошедших выборах – превращение Узбекистана в полновесного экономического и, главное, транспортного игрока региона. Участие российских компаний в подключении к транспортным коридорам, создаваемым в Центральный Азии, позволит им оптимизировать издержки для доставки товаров на рынки Китая и Ближнего Востока, учитывая загруженность Транссиба и БАМа. При этом, развитие этих направлений будут возможно при максимальном нивелировании рисков от изменения климата и проблем с водоснабжением:
Пятая консультативная встреча Глав государств Центральной Азии позволила всем президентам высказать свои предложения по дальнейшему социально-экономическому и гуманитарному развитию Центральной Азии. Значительная их часть была сосредоточена на поиске совместных подходов в решении наиболее злободневных проблем с учреждением специальных форматов – форумов, концепций, диалогов и т.д. Реализуя свою избирательную платформу по превращению Узбекистана в один из экономических локомотивов региона, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев предложил начать разработку Стратегии развития промышленной кооперации стран Центральной Азии и создание Экономического совета Центральной Азии. Воплощение этих инициатив будет способствовать созданию собственных цепочек создания добавленной стоимости внутри региона, позволяющих значительно увеличить количество рабочих мест и решить многие социальные вопросы. В этом же ряду идет и предложение Узбекистана по принятию Соглашения о транспорте и транзите в Центральной Азии с формированием конкретных механизмов продвижения эффективных транспортных коридоров на рынки Китая, стран Южной Азии и Ближнего Востока с применением сквозных тарифов, оптимальных для бизнеса. Предлагаемая Шавкатом Мирзиеевым идея «сквозного тарифа» через все страны центральноазиатского региона может стать одним из главных конкурентных преимуществ для увеличения товарного трафика, в том числе и для российского бизнеса. Переориентация российских предприятий на восточное направление уже привела к экстремальной загрузке Транссиба и БАМа. При этом данное предложение может быть привлекательным вариантом и для организации пассажирских перевозок. Однако на пути этих предложений могут стать уже начавшиеся перемены климата и водные проблемы, вызванные, в том числе, и строительством канала «Куш-Тепа» на территории Афганистана. И по мнению Шавката Мирзиеева, высказанного на заседании Форума глав стран-учредителей Международного фонда спасения Арала, проблема нехватки воды в Центральной Азии приобрела «острый и необратимый характер», а экономический ущерб может со временем составить 11 процентов (!) регионального ВВП. Для противодействия этим тенденциям Шавкат Мирзиеев предложил разработать, с участием международных экспертов, долгосрочные Планы развития бассейнов Амударьи и Сырдарьи. И сам Узбекистан не будет стоять в стороне – в рамках стратегии развития «Нового Узбекистана» планируется разработать Национальную программу водосбережения. Надо признать – вода становится одним из самых ценных ресурсов на планете. Отрадно, что Узбекистан начал демонстрировать «новое мышление» в отношении воды с себя. Хочется надеяться, что этот пример станет заразительным не только в Центральной Азии, но во всех других странах континента.
Андрей Русаков