27 октября текущего года в Узбекистане пройдут выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и депутатов областных, городских и районных кенгашей. Выборная кампания стартовала 26 июля и проходит под лозунгом «Мой выбор – моя процветающая Родина». По факту это станет завершающим этапом политической реформы, инициированной Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым, начавшейся с принятия новой редакции национальной Конституции. Основные особенности предстоящего электорального события и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику Узбекистана, а также на его отношения с Россией обсудили эксперты двух стран на «круглом столе», организованном Генеральным консульством Узбекистана в Екатеринбурге. Модератором «круглого стола» стал Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков:
Заместитель Директора Дипломатической Академии УМЭД МИД Республики Узбекистан Абдусамат Хайдаров отметил, что предстоящие выборы проходят по итогам принятия новой редакции Конституции, принятой на национальном референдуме. В прошлом году прошли досрочные выборы Президента Узбекистана, в этом году – выборы в парламент, законодательные и представительные органы власти на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Прежде всего, надо учитывать, что формирование новых органов власти будет проходить в рамках мажоритарно-пропорциональной системы, предусматривающей активное участие как самих кандидатов, так и партий и в условиях значительного увеличения норм парламентаризма. Информационная система «E-saylov» по факту выводит проведение выборов на совершенно новый уровень с точки зрения технологичности и открытости. Сам процесс голосования, для удобства волеизъявления, пройдет с максимальной степенью цифровизации, а наблюдать за процессом выборов будет более тысячи международных наблюдателей, половина из которых представляет авторитетные международные объединения – СНГ, ШОС и многие другие. Нет сомнений в том, что предстоящие выборы окажут существенное влияние на развитие политической системы и темпы социально-экономического роста Республики Узбекистан.
Генеральный консул Узбекистана в Екатеринбурге Жахонгир Парманов подчеркнул, что на предстоящих выборах будут избраны не только 150 депутатов Законодательной палаты, но и 65 депутатов Жокаргы Кенеса Каракалпакстана, а также депутаты областных, Ташкентского и 208 районных (городских) кенгашей. Таким образом, в избирательном процессе ожидается активное участие около 30 тысяч кандидатов и около 90 тысяч их доверенных лиц, а также участие более 120 тысяч членов избирательных комиссий в качестве организаторов и более 70 тысяч местных и международных наблюдателей. Выборы впервые пройдут на основе мажоритарно-пропорциональной или, как ее иногда называют, смешанной системы. Перейти к смешанной избирательной системе для повышения роли политических партий в марте предложил президент Узбекистана, встречаясь с депутатами. А 8 мая Шавкат Мирзиеев подписал Указ о введении мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Для того, чтобы выборы прошли успешно и здесь, в Уральском федеральном округе, на базе Генерального консульства Узбекистана в Екатеринбурге создана рабочая группа. Вообще, экономические и гуманитарные связи между регионами Уральского федерального округа и Узбекистана с каждым днем становятся все крепче и масштабнее – идет постоянный обмен делегациями, проводятся бизнес-форумы, в Екатеринбурге открыт Торговый дом Узбекистана, а сейчас идет активная проработка взаимных визитов на следующий год. Одним из элементов взаимного сотрудничества является и проведение данного «круглого стола», который показывает важность не только межрегиональной экономической кооперации, но и экспертного диалога между аналитическими центрами двух стран.
По мнению Заведующего Центром глобальных исследований международных проблем Дипломатической академии МИД РФ (Российская Федерация, г. Москва) Вадима Козюлина политическая система Узбекистана отличается определенной стройностью. У состоящей из 150 депутатов Законодательной Палаты Олий Мажлиса основные функции – утверждение бюджета, разработка и принятие законов. Верхняя палата парламента – Сенат – является органом территориального представительства, состоящим из 65 членов, девять из которых назначаются Президентом из числа наиболее авторитетных и заслуженных граждан.
Надо отметить и обладающего правом вето и широким кругом полномочий Президента Республики Узбекистан, отвечающего за реализацию законов и внешнюю политику. Российские политологи внимательно следят за проходящими изменениями, за программами политических партий. В политическом пространстве действуют пять партий – Либерально-демократическая партия Узбекистана, Демократическая партия «Миллий тикланиш», Народно-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия «Адолат», Экологическая партия Узбекистана. И в нынешних реалиях мажоритарно-пропорциональной системы их роль радикально повышается. По оценкам Вадима Козюлина, по итогам выборов Узбекистан сохранит свой текущий внешнеполитический ориентир – активное участие в региональных международных организациях СНГ и ШОС прицелом на выбранный Шавкатом Мирзиеевым курс на всеобъемлющее стратегическое партнерство с Россией, как было отмечено в совместной самаркандской декларации в сентябре 2022 года.
С ним согласен Главный научный сотрудник Международного института Центральной Азии (Узбекистан, г. Ташкент) Азизхан Назиров. Проходящие сейчас выборы в национальный парламент, в законодательные и представительные органы власти действительно демонстрируют качественно новый подход к формированию политической системы Узбекистана, добавил эксперт. И в данном контексте это совпадает и с подходами Узбекистана к отношениям со своими ближайшими соседями, в первую очередь с Россией. Узбекистан является самой крупной страной Центральной Азии, стараясь дать тренд на устойчивое развитие всему региону и выстраивая целую систему взаимного сотрудничества. И чем сильнее будет Узбекистан, тем выгоднее это будет и нашим ближайшим друзьям, в число которых входит и Россия.
Руководитель российского офиса международной консалтинговой компании «Anyway. Law», магистр частного права (Российская Федерация, г. Москва) Анджей Сапегин подчеркнул, что в области электорального законодательства Узбекистан представляет из себя передовую страну – все регулирование выборов отражено в одном законе. Нет сомнений в том, что и Россия постепенно придет к подобной кодификации. Мажоритарно-пропорциональная система формования законодательной и представительной власти, как и отдельные квоты для женщин ведут к увеличению степени демократизации общества. Также, в качестве важного аспекта, можно отметить и то, что итоги выборов определяются простым большинством голосов, снимая необходимость проведения повторных туров выборов.
Подводя итоги встречи, модератор «круглого стола», Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков поблагодарил всех участников за высказанные мнения и подчеркнул важность экспертного диалога между Узбекистаном и Россией. Таким образом, курс на стратегическое партнерство двух стран, анонсированный двумя президентами – Шавкатом Мирзиеевым и Владимиром Путиным, проходит не только в формате экономического сотрудничества, но и в формате обсуждения широкого круга вопросов, представляющих взаимный интерес. Это тем более важно, что обе страны активно участвуют и в деятельности таких знаковых интеграционных объединений как ШОС и СНГ, регулярно «сверяя часы» по согласованию взаимных позиций. Проходящая политическая реформа в Узбекистане существенно повышает роль политических партий, что будет способствовать и повышению уровня конкуренции различных подходов в вопросах стратегического развития страны. Но, в конечном счете, нет сомнений, что в итоге это будет способствовать усилению роли Узбекистана как локомотива развития Центральной Азии и укреплению стратегического партнерства России и Узбекистана.
Андрей Русаков