Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев выступил 20 декабря с очередным посланием парламенту и народу страны. Традиционно на нем были подведены основные итоги развития за предыдущий год и поставлены задачи по развитию на предстоящий. При этом, по мнению Директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, послание стало артикуляцией   основных положений  новой редакции Конституции – по факту превращения Узбекистана в социальное государство, закрепляющее свои  обязательства по возможностям получения качественного образования и медицинской помощи. При этом сделан акцент  и на повышении эффективности государственного управления – планируется радикальное сокращение числе министерств и ведомств с 61 до 28, а госслужащих на одну треть. А озвученные Шавкатом Мирзиеевым планы по переходу к свободному энергетическому рынку в Узбекистане открывают возможности для  сотрудничества  с российскими производителями оборудования и  создания совместных производств:

В преддверии следующего года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев выступил с очередным посланием Олий Мажлису и народу Узбекистана. Прошедший  год  был связан с выходом  экономики и социальной системы   из зоны основных ограничений, вызванных  распространением коронавируса. Стимулирующие меры по развитию промышленности и сферы услуг, озвученные в предыдущем Послании и поддержанные парламентом, дали свои плоды – ВВП Узбекистана за 2022 год впервые в своей истории  превысил 80 миллиардов долларов при получении восьми миллиардов долларов прямых  иностранных инвестиций. Именно это, во-многом, позволило обеспечить  размер пенсий и социальных пособий до уровня не ниже прожиточного минимума,  а  со следующего года дать возможность  бесплатного питания всем  (!) ученикам начальных классов. Расширяющиеся объемы  бюджета способствуют  расширению социальной поддержки населения и получения  высшего образования. Отрадно и то, что руководство Узбекистана  взяло на себя  инициирование диалога с соседними государствами по использованию ограниченных водных ресурсов, что давно необходимо в этом регионе  и является очевидным препятствием для дальнейшего экономического роста. Предложенный Шавкатом Мирзиеевым переход страны в следующем году к свободному энергетическому  рынку  создаст  инвестиционную привлекательность этой сферы с перспективой превращения Узбекистана в  одного из знаковых экспортеров электроэнергии в регионе. В свою очередь, появляется шанс и для российских производителей оборудования и путь для  создания совместных производств.  Опыт проведения саммитов ШОС и Тюркского Совета показал умение руководства Узбекистан организовать диалог даже по самым сложным международным вопросам. Однако дальнейшее  социально-экономическое   развитие страны в условиях международной турбулентности потребует необходимости тонкой настройки всех  механизмов принятия политических решений.  В этой связи логичным выглядит   предложенная Президентом Узбекистана оптимизация системы государственного управления с целью повышения его эффективности –  это мера способна дать до двух процентов прироста ВВП уже в следующем году. Учитывая и то, что в 2023  году в Узбекистане ожидается принятие новой Конституции, следующий  год  обещает стать для страны  точкой нового развития.  Прежде всего, это  стабильный курс  при готовности к решению самых непростых вопросов развития и страны, и всего центрально-азиатского региона. А их точно будет немало.

Перейти к содержимому